В октябре 2010 г. во время путешествия по Египту мы с матушкой посетили коптский монастырь преподобного Антония, расположенный недалеко от побережья Красного моря. Уже второй раз Господь сподобил быть в святом месте.
До настоящего времени лучшим путеводителем по монастырю являются записки епископа Порфирия (Успенского), посетившим обитель в 1850 г., поэтому позволю себе обширные цитаты из его путевых заметок, которые в тексте будут выделены жирным шрифтом. (1)
Вход в храм устроен с северной стороны.
Он, по коптскому обычаю, разделен на три части каменными стенками, кои возвышаются от полу не более, как на два аршина.
В первой части на западной стене видна Латинская подпись имени Бернарда Феруленского, Сицилианца, бывшего в монастыре в 1626 году.
На левой стене изображен железный шлем как бы с четырьмя зелеными змеями на нем, из коих первые две высятся над ним полудугами, а вторые еще выше закругляются и, ниспадая, пересекают первые поперек. Думать надобно, что этот шлем написан тут в память какого-нибудь древнего воителя, который здесь сложил с себя бранные доспехи, и, может быть, принял ангельский образ.
Во второй части храма под тремя ступенями, по коим восходят в предалтарное отделение, будто находится гробница св. Антония, по словам коптов. Но сами они не знают: есть ли в ней мощи сего угодника Божия.
Основная святыня главного храма обители: справа от иконостаса находится, по преданию, место упокоения мощей преподобного Антония. Это небольшая ниша в стене на уровне пола, внутри которой песок, который можно брать как благословение от преподобного и ставить внутри ниши свечи. Современные копты с уверенностью говорят, что мощи преподобного пребывают в храме.
Третья часть пред самым алтарем, назначенная для чтецов и певцов, весьма темна. Потолок в ней устроен из финиковых брусьев в виде маловогнутого свода. Тут на обеих окраинах высокой арки начертана надпись на коптском языке. Буквы ее, похожие на наши церковнославянские, весьма крупны. Думаю, что тут написан какой-либо стих священный. Я отподобил только одну половину его, потому что весьма трудно было держаться на лестнице, кое-как подставленной, и писать в темноте.
Самый алтарь, малый и темный, разделен на три части каменными стенами, в коих проделаны ходы для сообщения. Он весьма слабо освещается чрез маленькие и тусклые окна в небольшем куполе.
Почти весь храм этот росписан в разные времена. На стенах и под арками его видны почернелые лики пророков, апостолов, преподобных, и мучеников на конях. Живопись весьма нехороша. По местам начертаны коптские надписи.
В настоящее время храм грамотно отреставрирован, росписи расчищены и отнюдь не производят того впечатления, которое они оказали на архимандрита Порфирия.
Монахи говорили мне, что сей храм древле освящен был во имя Панагии, т.е. Всесвятой.
К юго-западной части его примыкает малый и совершенно темный придел во имя четырех животных, символически изображающих у пророка Иезекииля четырех евангелистов. В алтаре его за престолом на стене написан Господь Иисус Христос седящий. По левую сторону его стоят орел, вол, и пророк Иезекииль, а по правую Богоматерь, человек и лев, все в молитвенном, благоговейном обращении к нему.
Под изображением Спасителя в углублении виден крест, нарисованный разноцветными красками, без лика Распятого. На арке, под которою входят в помянутый придел, есть Коптская надпись, вероятно, стих из Св. Писания.
Весьма замечательно зодчество храма св. Антония. Первые два отделения его и алтарь вывершены тремя куполами, которые точь в точь походят походят на опрокинутую воронку. На крыше храма они заострены, но подняты не более, как на два аршина от уровня ее, внутри же его утверждены, каждый, на широком каменном обруче, в котором проделаны маленькие окна с оконницами, составленными из стекольчатых кружков. Алтарный купол менее других. В первый раз в жизни я видел здесь воронкообразные куполы.
Так как алтарь и хорос пред ним устройством своим, кроме купола, совершенно походят на алтарь и хорос в Белом монастыре Фиваидском, основанном при Константине Великом, то я думаю, что описываемое мною святилище весьма древне. Копты признают его современным св. Антонию. Но в житии сего великого угодника Божия не сказано, чтобы на том месте, где он подвизался и умер, была какая-нибудь церковь во дни его. Думать надобно, что помянутый храм построен был вскоре по смерти его, последовавшей в 17 день января 356 года, и освящен во имя Божией Матери.
Каково было мое удивление, когда, рассматривая храмовые рописи, на западной стене храма, напротив царских врат, на высоте примерно полутора метров от пола я увидел выцарапанную надпись: «Архимандритъ Порфирiй».
Автограф пришлось снимать в три захода из-за несовершенства моей техники:
Высота букв около трех сантиметров. К сожалению, за день до поездки я утопил свой фотоаппарат в Красном море, снимая местных рыбок, и у меня с собой был только сотовый телефон, на камеру которого я и запечатлел автограф нашего известного соотечественника.
(1) Путешествие по Египту и в монастыри святого Антония Великого и преподобного Павла Фивейского, в 1850 году архимандрита Порфирия Успенского. Санкт-Петербург, 1856. С. 199–203.
Спаси Господи о.Владислава и матушку Ангелину,предоставивших такой интересный и редкий фотоматериал от посещения древней коптской святыни!))
Спаси Господи,огромная благодарность о.Владиславу и матушке Ангелине за предоставленный любезно фотоматериал о посещении монастыря прп.Антония Великого!))