Икона «Собор двенадцати Целителей»
На иконе изображены двенадцать Целителей, предстоящих Христу. Фигуры святых расположены в три ряда и обращены к зрителю. Фон – золотой, как символ незримого божественного света. Над святыми – надписи, именующие их. Общий силуэт композиции фигур чашеобразный. В верхней части иконы — изображение благословляющего Спасителя. Колорит иконы густой, но сдержанный. Выбран он, чтобы подчеркнуть строгость и величие подвига святых.
Создавая композицию «Собор святых Целителей, за основу мною была взята композиция иконы «Собор двенадцати апостолов»(Ок. 1432 г. Новгород). Особенность иконы Новгородского музея -сомкнутость группы апостолов и изображение благословляющего Христа вверху, в ореоле. Как и в иконе «Собор двенадцати апостолов», где Церковь воздает хвалу ученикам Господа, двенадцать Целителей также изображены в три ряда сомкнутой группой, а над ними благославляющий Христос. Хотелось подчеркнуть, что целители, также как и апостолы, являются учениками Господа; как апостолы неотлучно следовали за Учителем, святые целители следовали учению Христа; и также приняли мученическую кончину.
«Собор» со славянского значит буквально «собрание», Евхаристическое собрание как наиболее полное выявление Церкви Божией. Хотелось сомкнутостью группы подчеркнуть единство их подвига и веры во Христе.
«Собор двенадцати апостолов». Ок. 1432 г. Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Новгород.
Также, в качетве примера мною использовались следующие образцы:
» Собор двенадцати апостолов». Первая четверть XIV в. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.
«Собор Двенадцати Апостолов». Византийская икона XIV века.
«Избранные сятые». Конец XVI в. Русский север.
Жили Целители в разное время и при разных обстоятельствах, но их объединяет вера и подвиг врачевания. Почти все изображенные святые (кроме преподобного Самсона) закончили свой жизненный путь как мученики, убиенные за веру. При этом Пантелеимон является Великомучеником, претерпевшим много пыток. Его изображение мы видим в нижнем ряду, он держит в левой руке крест, как знак мученичества. В правой руке – лар, как символ врачевания. Святой Пантелеимон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он безвозмездно лечил всех обращавшихся к нему, посещал в темницах узников.
Рядом изображен духовный наставник Пантелеимона, пресвитер Ермолай, крестивший его. Левая рука святителя в благословляющем жесте. Правой он держит Еванглие.
Справа в нижнем ряду изображены святые братья Косьма и Дамиан Ассийские – бессребреники, убиенные завистливым врачем. В руках они держат ложечки, как символ целительства. В левой руке Дамиана – свиток, как символ проповеди. Ни время их рождения, ни время смерти неизвестно. Несомненно только то, что они жили не позднее IV века. Отец их был грек и язычник, мать – христианка, по имени Феодотия. Святая Церковь причла ее к лику святых, наименовала преподобною и творит память ее вместе с ее чадами.
Во втором ряду изображены святые Диомид и Самсон. Преподобный Самсон странноприимец и бессеребреник, врач по образованию, избравший подвижнический образ жизни, желая стяжать себе духовное сокровище. До глубокой старости продолжал преподобный Сампсон свое служение. Кончина его (ок. 530) была безболезненной и мирной(† ок. 295).
Диомид – мученик, по профессии был врачом. Лечил не только от телесных, но и от душевных болезней. Многих язычников он просветил верой во Христа и крестил. Церковь чтит его как целебника и призывает его имя при совершении таинства Елеосвящения.
В третьем ряду изображены святые Кир и Иоанн. Святой Кир был знаменитым врачом, и лечил больных безвозмездно, не только подавая помощь в телесных болезнях, но исцеляя также и душевные недуги. Принял иночество, продолжал лечить людей своей молитвой, получив от Бога дар исцелять все болезни.
Слева от Кира изображен святой воин Иоанн, благочестивый христианин. В руках он держит ложечку и лар. Был верным последователем преподобного Кира. Вместе они приняли мученическую смерть во времена гонений на христиан.
Справа от Кира изображен святой мученик Фалалей. Врач, безвозмездно лечивший больных, назван Церковью бессребреником.
За ним — святой Трифон, богоугодно живший, исцеляя недужных и благоугождая Богу святым и непорочным житием, и принявший мученическую кончину в III в. нашей эры.
Справа изображены святые мученики Фотий и Аникита. Аникита, военный сановник, Фотий — его племянник. Святой Аникита держит в руках крест и лар.
Все эти святые свою жизнь посвятили безвозмездному врачеванию. За их праведную и добрую жизнь была дарована им способность к исцелению людских недугов, не только телесных, но и духовных. При жизни они были наделены даром чудотворения, как проявление святости. Подвигом своей веры они заслужили предстательство перед Спасителем на Небе.