Константинополь. Влахернский храм. 2009 г.

Святую Землю называют пятым Евангелием – и это не случайно. Ведь здесь перед нашим взором оживают события двухтысячелетней давности, здесь евангельские строки обретают плоть и кровь, насыщаются колоритом той земли, которую избрал Спаситель для Своей жизни, смерти и воскресения.
Константинополь – Стамбул – не сохранил своего былого величия, но слава второго Рима почивает на некогда могучей столице Византийской империи.
Все здесь дорого и близко православному сердцу – камни вопиют… Мы только редко задумываемся о тех многочисленных ниточках, которые связывают нас с Византией. И первая – даже не ниточка, а живительная пуповина – момент выбора веры равноапостольным Владимиром, — свидетельство его послов о Святой Софии – «Не знаем, где мы были – на небе или на земле».
За столетие до этого отряды россов готовятся к штурму городских стен столицы. И снова, как и в прежние времена, патриарх погружает в волны Босфора край Ризы Божией Матери, хранящейся во Влахернском храме и совершается чудо – волны залива неистовствуют и препятствуют врагу. Наши предки изменяют свои воинственные намерения и заключают с Византией мирный договор.
В 2009 году я посетил Константинополь и прикоснулся к его святыням. Влахернский храм – одна из них.
С широкой улицы, идущей вдоль разрушенных стен древнего Константинополя, мы свернули в сторону старого города за линию крепостных стен. Через 150 метров, на Т – образном перекрестке машина подъехала к оштукатуренному темно-красному забору, в центре которого находиться скромная входная группа — треугольный фронтон из красного кирпича, швы которого окрашены в белый цвет. Над двустворчатыми серыми металлическими воротами в полукруглой арке на треугольном фронтоне по кругу проема надпись на греческом и турецком языках. Мы приоткрыли дверь и оказались в уютном дворике размером примерно 50 на 50 метров. От ворот к храму ведет широкая дорожка, вымощенная керамической плиткой. За 15 м до храма дорожка напоминает тоннель, благодаря растущему по арочным конструкциям винограду. Дорожка приводит прямо к северо-западному углу храма.
Сам храм невысокий, очень скромный снаружи, приятного охристого цвета. Наличники окон и дверей, узкий карниз здания выкрашен белой краской. Над храмом возвышается небольшой восьмигранный барабан, перекрытый почти плоским куполом. Вход в храм с левого угла западного фасада. Войдя в дверь, мы попадаем в просторный притвор, перекрытый плоским потолком по массивным балкам. В притворе несколько больших икон и подсвечники. Пройдя немного вперед и повернув направо через открытые застекленные деревянные двери, мы попадаем в сам храм, центральная часть которого увенчана восьмигранным барабаном перекрытым плоским куполом. Штукатурка купола немного обвалилась, виден кирпич свода. В центре круглого медальона купола благословляющий Спаситель. Иконостас храма деревянный двухъярусный с позолотой. Завесы на царских вратах нет. За низкими Царскими вратами виден престол, на котором горит лампада. За престолом находится изображение Распятия с предстоящими. Справа от иконостаса находится почитаемая здесь икона Божией Матери в посеребренной ризе и киоте из серого мрамора. Лик Божией Матери наполовину утрачен. В южной части храм, облицованной плитами из белого мрамора, находится полукруглая ниша, перекрытая дугообразным сводом и декорированная двумя небольшими колоннами с резными капителями. Над сводом — большое трехчастное изображение, в центре которого вид Влахернского дворца со стороны моря, слева и справа избранные святые. Пол ниши ниже пола храма примерно на полтора метра. В глубине ниши – икона Божией Матери без оклада в беломраморном киоте. Перед иконой небольшая мраморная подставка в виде колонны на которой стоит вазочка с цветами. Слева от иконы проем, ведущий к источнику. Перед нишей на бортике высотой примерно 40 см. стоит беломраморный саркофаг, в нижней части которого находится пять краников. На его верхней крышке — небольшие пластиковые бутылочки с водой, которые раздаются паломникам. По стенам храма развешаны небольшие иконы без киотов, стоят стасидии из темного дерева. В западной части храма напротив алтаря в пять рядов стоят стулья.
Вдоль северного фасада храма, как и на входной аллее, устроен виноградник. Над входом в монастырь на высоком флагштоке развивается турецкий флаг.

Священник Владислав Мишин

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели