Вифания. Глава из старинного путеводителя.

Вифания.

(из книги: ПУТЕВОДИТЕЛЬ ВО СВЯТЫЙ ГРАД ИЕРУСАЛИМ

КО ГРОБУ ГОСПОДНЮ, И ПРОЧИМ СВЯТЫМ МЕСТАМ ВОСТОКА И НА СИНАЙ. МОСКВА. 1885.)

Лазаре, гряди вон! (Иоанн. 11, 13).

 

Между драгоценными по евангельским воспоминаниям окрестностями Иерусалима Вифания, без сомнения, заслуживает благоговейного внимания посетителей Св. града. Отстоя от Иepyсалима на полчаса езды, она часто бывает посещаема поклонниками.

Ныне это небольшое арабское селение, именуемое Эль-Лазаpиe. Во времена иудеев все это место было роскошным садом,  снабжавшим Иерусалим всякого рода плодами; тогда много росло здесь пальмовых деревьев (которых ныне вовсе не видно), отчего и произошло название Вифания, что в переводе с еврейского значит: дом фиников. Местоположение Вифании довольно красивое, воздух здоровый и земля очень плодоносна. Долины и горы, по которым прежде были раскинуты здания, осеняемыя прекрасными садами, делали Вифанию одним из приятнейших загородных мест Иерусалима.

Господь наш Иисус Христос часто уходил из шумного Иерусалима для уединенной молитвы на гору Елеонскую, а мес том Его отдохновения была Вифания; здесь жили друзья Его –  Лазарь и его сестры – Mapия и Марфа, удостоиваемые Божественных Его бесед.

Дорога из Иерусалима в Вифанию идет мимо Гефсимансваго сада и, проходя у подножния Елеона, поднимается на гору Соблазна, следуя по покатостям гор до Вифании. На сем пути находилось упоминаемое в евангелии селение Вифсфагия, расположенное смежно с селением Силоам и принадлежавшее некогда иудейским левитам; на лугах Вифсфагии паслись овцы, предназначаемые для жертвоприношения, и с этого места предвечный Агнец Божий совершил Свой так называемый «царский вход» в Иерусалим, при кликах народа: Осанна Сыну Давидову! благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев! Осанна в вышних!.

На половине пути в Вифанию показывают обозначенное камнем место, где росло то смоковничное дерево, которое было проклято Спасителем, когда Он, возвращаясь из Вифания в Иерусалим, взалкал; и увидя растущую при пути смоковницу, подошел к ней, но не найдя на ней ничего кроме листьев, сказал: да не будет же впредь от тебя плода во веки! Дерево засохло тотчас же от самого корня.

На покатости Елеонской горы разбросано теперь несколько бедных хижин, которые и составляют нынешнюю Вифанию; остатки дома Симона прокаженного возвышаются между развалинами и называются у туземцев замком. Во времена крестоносцев на этом месте был женский католический монастырь, под названием аббатство св. Лазаря; теперь от всего здания остались только две стены, а остальное все в развалинах. Где был дом Лазаря, там существовала церковь, построенная св. царицей Еленой, от которой уцелел лишь передний красивый фасад; теперь все это место покрывает арабская мечеть.

Главную святыню Вифании составляет гроб праведного Лазаря, находящийся неподалеку от дома Симона прокаженного, на правой стороне Иерихонской дороги. По обычаю иудеев, гробы изсекали в скалах; а как Лазарь был человек достаточный, то для него изсечена была особая пещера. С зажженными свечами по 25-ти ступеням спускаются в подземелье или грот, в углу коего сложен из камней престол, на коем франки два раза в год служат литургию. Из этого подземелья чрез низкое и узкое отверстие сходят по 5-ти ступеням в небольшую пещеру. Там, на левой стороне, видим в скале гроб, в коем погребен был св. Лазарь. На этом месте благочестивые поклонники читают евангелие, повествующее о сем событии, и заключают свои молитвы пением тропаря вербной недели.

На том месте, где Спаситель, приближаясь к Вифании, был встречен сперва Марфою, а потом Мариею (прежде чем пришел ко гробу Лазаря), находится большой камень, округленный и называемый «камнем беседы». Христиане и мусульмане  имеют камень этот в большом уважении; больные приходят и прикасаются к нему, и по вере своей получают благодать Божию.

Кроме воскресения Лазаря, Вифания памятна в евангельской истории еще вечерию, устроенною для Господа пред Его страданиями, о которой св. Марк говорит так: И сущу Ему в Вифании, в дому Симона прокаженнаго, возлежащу Ему,  прииде жена, имущи алавастр мира нарднаго пистикиа многоценна; и сокрушши алавастр, возливаше Ему на главу. Бяху же нецыи негодующе в себе, и глаголюще: почто гибель сия мирная бысть? можаше бо сиe продано быти вящше трех сот пенязь, и датися нищим; и прещаху ей. Иисус же рече: оставите ю; что ей труды даете? добро дело содела о Мне. Всегда бо нищия имате с собою, и егда хощете, можете им добро творити; Мене же не всегда имате. Еже име сия, сотвори: предвари помазати Мое тело на погребение. Аминь, глаголю вам: идеже аще проповестся евангелие сиe во всем мире, и еже сотвори сия, глаголано будет в память ея *).

 

*) Марк. 14, 3 – 9. О Вифанской вечери повествует и св. евангелист Иоанн 12, 1.2.

 

Материал подготовлен к публикации Екатериной Шумаковой.

Одно мнение на “Вифания. Глава из старинного путеводителя.

  1. Анатолий

    Спаси Господи!! Такие замечательные строки. Можно мысленно проделать описанный путь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели